Авторизация
Регистрация
Регистрация

Главная / Статьи, аналитика

Что случилось с рынком гофрокартона

Немного лирики о рынке гофрокартона последних лет (2008-2015)...

Рынок начал серьезно перестраиваться с того момента, как крупные производители-сырьевики картона и бумаги решенили конкретно выйти на рынок конечного продукта - упаковки из гофрокартона.  Это в первую очередь Архангельский ЦБК со своим первым подольским филиалом, а затем уже группа Илим со своим новым предприятием ОАО "Илим Гофра" под Санкт-Петербургом (2008 год). Там же предприятие Готэк строит свой очередной мощный завод и питерская троица (Илим, Готэк, Каппа) пересыщает и без того скромный рынок.

Средние предприятия терпят убытки, а малые продолжают шоркаться по норам, выполняя сверх-мелкие оптовые заказы. 

С запуском новых заводов сырьевики начинают переработку собственного (по большей части неликвидного) сырья и выходят на рынок конечного продукта - упаковка из гофрокартона. Некоторые, такие как Готэк и Каппа делают это цивилизованно по рыночным ценам, Илим же, который не привык торговать на конкурентном рынке - идет в наглый демпинг. Да и какая там торговля, еще со времен ЗАО "Илим Гофропак" там не было никаких продаж. Единственные покупатели с заказами по сверхнизкой цене и отсрочкой в полгода (стратегия тогдашнего начальника отдела продаж господина М.). Итак, рынок ломается по цене.

Дальше - хуже... Группа господина Крупчака открывает еще два серьезных заваода под Москвой и тем самым окружает столицу тремя крупными предприятиями. Такой же безобразный демпинг и заводы быстро выходят на проектуную мощность.

Стратегически политика монстров понятна... Их основной  заработок всегда основывался на сырье.  Экономика конечных гофропредприятий их мало интересует. Главное - переработать свой рулонный картон по рыночной стоимости, а по какой цене сбывается упаковка их не интересует. Возможно, для корпорации даже выгодно, если гофропредприятие находится в убытке.  

Итак, все существующие на сегодня сырьевики имеют собственные гофрозаводы. Тактически это верный  шаг. Но, для отдельно взятых крупных производителей, имеющих мощные гофроагрегаты, но зависящих от сырья - это серьезная угроза.

2014 год. Наступает кризис, растет курс валют, что делает экспорт как никогда привлекательным.  Наши экспортеры по максимум откружают картон за бугор, ну а оставшимся сырьем успешно загружают свою переработку, а оставшуюся часть оставляют для своих "дорогих" друзей, таких, как Каппа, Стора и немного Готэк с Гофрой... которые хорошо и быстро платят. К тому же, сейчас самое время скинуть им картон худшего качества, а на своих предприятиях поднять характеристики собстенной продукции. 

На рынке появляется реальный дефицит сырья для изготовления гофротары

Особенно страдают крупные гофро-заводы не имеющие своего сырьевого картона... мощные линии простаивают, клиенты ждут обещанные заказы. Менеджер компании "Гофра" четко утверждает: "пока отгружать не сможем, задержки с сырьем, возможно ситуация изменится через месяц".

Ситуация немного смягчается за счет общей кризисной ситуации, спрос на упаковку, как ни крути, немного падает.

Посмотрим что будет дальше, но перспективы владения рынком гофрокартона видятся за производителями полного цикла, а в особенности, за компаниями, имеющими собственное производство тестлайнера (картон из макулатуры), о чем мной упоминалось еще в 2004 году...

 

лица из картона

 

Федоров Алексей