Авторизация
Регистрация
Регистрация

Главная / Статьи, аналитика

Цены на российский топ-лайнер выросли на 60%


Unipack.ru | Статьи | Черная полоса белого слоя: цены на российский топ-лайнер выросли на 60%

В августе целлюлозно-бумажный комбинат «Выборгская целлюлоза», являющийся вторым по величине в России производителем белого топ-лайнера, объявил о повышении цен на свою продукцию на 60%, чем крайне взволновал рынок потребителей этого сырья – производителей гофротары. Мы попытались разобраться в текущей ситуации и рассмотреть мнения всех участников конфликта.

Топ-лайнер, или белый картон для плоских слоев гофрокартона – основное сырье для создания так называемых белых коробок, пришедших в Россию из Европы и набравших популярность за последние десять лет. Основным российским поставщиком этого продукта с 1997 года является «Монди Сыктывкарский ЛПК», первым запустивший линию по производству топ-лайнера на территории страны. «Выборгская целлюлоза», ставшая предметом бурного обсуждения в сегменте гофротары, присоединилась к производству белого слоя позже – в 2001м. Не считая небольшой доли импорта, два этих предприятия полностью покрывали потребности российских производителей картонной упаковки в топ-лайнере. Увы – до недавнего времени.

Столь резкие скачки цен на картоны могут привести к тому, что на упаковке можно будет поставить крест

Издержки модернизации

«В начале августа этого года «Монди Сыктывкарский ЛПК» объявил о прекращении отгрузки продукции в связи с крупной модернизацией производства, - рассказал Артем Савко, директор по информации и общественным связям Группы «Илим» - одного из основных производителей «белой» упаковки из гофрокартона, - Практически сразу же за этим последовало и уведомление от «Выборгской целлюлозы», в свою очередь, уже закончившей модернизацию производства, о поднятии цен на топ-лайнер на 60%. До остановки «Сыктывкарского ЛПК» мы работали с обоими комбинатами, теперь же при столь высокой цене на сырье нет смысла закупать его в России, проще переходить на импорт». Руководство самой «Выборгской целлюлозы» никак не прокомментировало эту информацию, но поднятие цен подтвердил ряд ведущих игроков рынка гофротары. Мы в курсе этой ситуации, - также сообщил исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко, -«Выборгская целлюлоза» одинаково повысила цены не только крупным производителям гофрокоробок, но и небольшим региональным предприятиям, клиенты которых уж точно не готовы к таким «нововведениям».

Заявленный срок остановки комбината «Монди Сыктывкарского ЛПК» составляет около месяца, но с учетом обкатки и запуска нового оборудования он может занять и большее время. Поскольку «Монди»является крупнейшим производителем топ-лайнера, остановка повлекла за собой нешуточный дефицит белого слоя. «Его сейчас просто нет на российском рынке, поскольку «Монди» стоит, «Выборгская целлюлоза» тоже закрывалась на ремонт, из которого вышла с опозданием, - комментирует директорОАО «Архбум» Алексей Дьяченко, - Поэтому неудивительно, что, выведя завод на полную мощность после установки нового оборудования, руководство изучило картину отрасли и воспользовалось ситуацией. Тут ничего не поделаешь – это рынок».

Но рынок ли? Неожиданные повышения цен – не редкость для целлюлозно-бумажной отрасли – так, за последние полгода на 30% увеличилась стоимость крафта; но пресловутые 60% озадачили всех. «Что самое удивительное в этой ситуации – спрос на саму упаковку уменьшается, соответственно, не растет и потребность в сырье для нее, - объясняет Александр Бойко, - По нашим данным, у ЦБК есть свободные мощности. Поэтому тот факт, что они повышают цены, не отвечает никаким законам рынка, разве что - рынка очень дикого».

Варианты развития ситуации

По мнению производителей гофроупаковки, их клиенты не готовы к повышению цены на конечный продукт. Но при сложившемся поднятии цены единственным российским производителем это практически неизбежно: на данный момент доля сырья в себестоимости тары из гофрокартона составляет до 70%. Поэтому последствия ценового скачка для сегмента «белых коробок» могут быть весьма плачевными. «Помимо того, что это не очень приятно нам, гофропроизводителям, это, на мой взгляд, весьма губительно для рынка в целом, - считает Алексей Дьяченко, - Так резко повышая цены, «Выборгская целлюлоза», конечно, заработает сейчас. Но как только мы, гофропроизводители, получив такую высокую итоговую стоимость белого гофрокартона, объявим об этом клиентам, они тут же начнут переходить на «бурые» коробки, и мы ничего не сможем с этим сделать. В итоге получится, что «Выборгская целлюлоза», которая уже сейчас обладает большей мощностью, чем раньше,«Монди», который закрылся на модернизацию именно чтобы увеличить производительность в сегменте топ-лайнера, внезапно окажутся в ситуации, когда большая часть конечных потребителей гофротары от этого сырья уже отказалась. И, снова придя на рынок в полной мощности, им придется заново, через нас, производителей коробок, возвращать былую аудиторию. А это в любой ситуации можно сделать только одним способом – опуская цены. В итоге все, что «Выборгская целлюлоза» заработает сейчас, пользуясь своей монополией, - она потеряет потом. Но лихорадить-то будет весь рынок».

Другой возможный вариант видит Александр Бойко. «Потребитель крайне быстро перейдет на заграничную упаковку. Чехи, поляки, турки, украинцы, финны – все радостно примут к себе российских заказчиков. Даже с учетом всех ввозных пошлин это будет дешевле, чем то, что смогут предложить российские производители белых коробок с учетом 60%-ного повышения цены», - уверен он.

Есть и другие пути развития событий – более оптимистичные для упаковщиков, но далеко не столь радужные для российского целлюлозно-бумажного производства. «Сейчас дешевле заказывать топ-лайнер на Украине: пошлин на ввоз сырья из-за рубежа там нет, а в Россию готовый продукт ввозится по таможенным законам СНГ. По крайней мере, наше предприятие в данный момент склоняется к такому варианту», - заявил Артем Савко. «Из реальных вариантов сейчас – либо покупать дорогую продукцию у «Выборгской целлюлозы», либо заказывать сырье на Украине, либо переводить клиентов на бурые коробки. Я не могу оценить движение всех производителей гофротары, но наше предприятие перешло на Украину, потому что закупать сырье в Выборге по такой цене мы не готовы», - солидарен с ним Алексей Дьяченко.

Многие игроки рынка гофротары, не пожелавшие высказываться публично, придерживаются аналогичного мнения о путях развития ситуации с топ-лайнером. Почему-то не рассматривают все лишь один вариант – тот, в котором цены российских производителей этого продукта будут адекватными.

Выводы и перспективы

«Монди Сыктывкарский ЛПК» снова начнет отгружать продукцию уже осенью – производители гофроупаковки полагаются на европейскую точность руководства комбината. Но уверенности в том, что это стабилизирует российский рынок топ-лайнера, нет ни у кого. Нет и согласия между предприятиями, которое могло бы помочь им избежать демпинга при продаже готовой продукции. Тем не менее, сплочение гофровиков против повышения цен «Выборгской целлюлозой» показало, что шансы договориться у наших упаковщиков все-таки есть. А договариваться, так или иначе, придется – по полученной информации, цены на тарный картон в ближайшие полгода вырастут еще.

www.unipack.ru