Авторизация
Регистрация
Регистрация

Главная / Статьи, аналитика

До кризиса и после... Рынок гофротары Санкт-Петербурга

Сегодня мы поговорим о рынке гофрированной тары Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этот рынок очень динамичный и, в целом,  достаточно хорошо отражает все знаковые события, происходящие на российском рынке гофроупаковки.

 

Таблица 1

Среднемесячное производство и потребление гофропродукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (по итогам 2009 и половины 2010 года), млн. кв.м.

Производители

Производство

Крупные легальные предприятия

22,0

Небольшие легальные предприятия

4,5

Предприятия, работающие по «серым» схемам

5,5

Итого производится

32,0

Вывозится в другие регионы

3,0

Ввозится

7,0

Итого потребляется

36

 

Кратко прокомментируем статистические сведения, представленные в табл.1

- В рассматриваемый период активизировался «серый» сектор гофропроизводителей. Более того, этот процесс идет достаточно высокими темпами.

- Сократился объем гофропродукции (относительно итогов 2007-2008 годов), вывозимой в другие регионы.

По мнению экспертов, в 2009-2010 годах значительно уменьшилась доля сложных вырубных гофрокоробов с нанесенными многокрасочными рисунками и надписями. Сократилось (примерно на 5-6%) использование при производстве гофротары картона для плоских слоев с беленым поверхностным слоем.

В 2001 году при производстве гофропродукции доля «серого сектора» (продукция, не попадающая в официальную статистику) на рассматриваемом региональном рынке превышала 33%. Вследствие постоянного снижения, доля «серого сектора» в 2007 году составила порядка 10%. Однако на настоящий момент этот показатель находится на уровне 13-14%. То есть темпы роста «теневой» составляющей рынка находятся на очень высоком уровне. Естественно, что при этом увеличились продажи гофролиста со стороны «легальных» игроков рынка.

Многие специалисты отмечают, что рынок гофропродукции Санкт-Петербурга и Ленинградской области во время мирового финансового кризиса претерпел кардинальные изменения. Увеличилась доля «простых» гофрокоробов. Стало на 10-12% больше «мелких» заказов. Очень важным стало наличие у производителей складов, где гофротара могла бы бесплатно храниться и вывозиться по мере надобности.

 

Таблица 2

Отраслевая структура рынка гофрокартона и гофротары,

Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2010 год

Отрасли

Потребление, млн. кв.м.

% к рынку

Пищевая, включая мясную, молочную, бакалею, кондитерские изделия

185,0

47,0

Алкогольная, включая пиво

87,0

21,0

Безалкогольная

36,0

9,0

Табачная

23,0

5,5

Косметика, бытовая химия

24,0

5,5

Промтовары, мебель

24,0

5,5

Прочее (строительные материалы, стекло, полиграфия)

28,0

6,5

Итого

407,0

100,0

 

Как видно из материалов, представленных в табл.2, наиболее перспективной отраслью, потребляющей гофротару, является – как и до начала мирового финансового кризиса, - пищевая промышленность (включая мясную, молочную, бакалею и кондитерские изделия).

По экспертным оценкам, в ближайшие годы рост российской пищевой промышленности будет продолжаться, хотя и с незначительными темпами (не более 2-3% в год), следовательно, потребление гофротары также будет увеличиваться. Однако следует отметить, что этот сегмент рынка гофротары самый насыщенный и, следовательно, наиболее конкурентный. Потребитель этого рыночного сегмента (пищевая промышленность) предъявляет особые требования к соблюдению гигиенических норм и прочностным характеристикам готовых изделий.

            В настоящее время в рассматриваемом регионе используются следующие виды гофрокартона.

            Гофрокартон трехслойный, с профилем «С», «В»

            Этот вид гофрокартона универсален и занимает лидирующую позицию на российском рынке гофропродукции. Его основное достоинство – высокая жесткость упаковки по высоте (обеспечивает транспортировку продукции в 6-10 рядов по высоте).

            Гофрокартон пяти- и семислойный

            Используется при производстве крупногабаритной гофротары (для упаковки мебели, холодильников и др.)

            Микрогофрокартон с профилем «F» и «Е»

            Используется в ограниченном количестве, не более 6-7% общего объема. Существует устойчивая тенденция роста потребления. Используется, как правило, для упаковки высокотехнологичных изделий, косметики, парфюмерии.

            А сейчас несколько слов о «главном» посткризисном изменении, произошедшем на рынке гофротары Санкт-Петербурга и  Ленинградской области.

            Как известно, доля гофротары в общей себестоимости готовой продукции достаточно мала. Например, стоимость водки, помещенной в «водочный» гофрокороб, может составлять более 1000 рублей, тогда как собственно гофрокороб стоит на уровне 12-15 рублей. Но в случае отсутствия гофрокороба (или же его плохого качества) производственный конвейер может остановиться, что, в свою очередь, может привести к значительным убыткам. Известны случаи (производство маргарина, майонеза, шампанского), когда из-за проблем с гофротарой увольнялись начальники снабжения крупных санкт-петербургских предприятий. Поэтому до мирового финансового кризиса основным критерием при выборе поставщиков гофротары была «безупречная деловая репутация», заработанная реальной деятельностью поставщика на протяжении нескольких лет. Не хотели начальники отделов снабжения рисковать своими должностями. Поэтому даже цена гофротары зачастую отступала на второй план, а у новых игроков рынка гофротары были минимальные шансы на получение крупных и выгодных заказов.

            Во время финансового кризиса ситуация резко изменилась. Теперь главным критерием при выборе поставщика гофротары стал такой «показатель», как «финансовая состоятельность». Уход с рынка компаний «Вереск» и «Анкора», а также финансовые трудности у «ГОТЭКА», заставили снабженцев пересмотреть приоритеты. Ведь неожиданное банкротство поставщика гофротары может самым негативным образом сказаться и на ее потребителях.

Поэтому сейчас на рынке гофротары Санкт-Петербурга доминирующее положение занимают:

- отечественные производители гофротары, входящие в состав крупных международных корпораций («Илим Гофра», «Каппа Санкт-Петербург», предприятия группы «Стора Энсо»);

- средние и малые производители гофротары, не обремененные значительными кредитами.

Потребители гофротары сегодня досконально знают «кредитные истории» всех производителей. Например, общеизвестно, что компания «Рэмос-Альфа» всегда проводила инвестиционные мероприятия с минимальным привлечением заемных средств. Вследствие чего у этой компании в 2010 году не возникло особой проблемы с привлечением новых клиентов.

Выводы:

1.                           По итогам 2010 года потребление гофротары в Санкт-Петербурге может выйти на уровень потребления 2007 года и даже превзойти его.

2.                           Продолжит увеличиваться рыночная доля производителей, входящих в состав крупных международных холдингов («Илим Гофра», «Каппа Санкт-Петербург», предприятия группы «Стора Энсо»)

3.                           Начиная с 2011 года, будет увеличиваться потребление картона для плоских слоев с белым поверхностным слоем.

4.                           В ближайшие годы усилятся требования со стороны потребителей к качеству гофротары. Предпочтения будут отдаваться потребителям, имеющим возможность осуществлять поставки гофротары «в полном комплекте» (с качественными решетками, прокладками, уголками и пр.)

А. Бондаренко, журнал "Целлюлоза.Бумага.Картон"-2010- №8