Авторизация
Регистрация
Регистрация

Главная / Статьи, аналитика

Тенденции и прогноз рынков тарного картона в 2010 году

1. Мировой рынок

Накануне экономического кризиса 2008-2009 годов совокупное потребление тарного картона в Восточной и Западной Европе составляло, по оценке агентства RISI, порядка 30 млн. тонн в год.

Основываясь на динамике развития отрасли в 2005-2007 гг. и прогнозируя дальнейшее развитие рынков на период до 2010 года, западные аналитики исходили из среднегодового роста потребления гофротары на 4-4,5% в год  (прогнозы  ассоциаций ICCA, CEPI).  Под этот прогноз велось строительство дополнительных производственных мощностей (заложены в объеме порядка 1,8 млн. тонн до конца 2009 года). Однако ввиду экономического кризиса, уже в 2008 году европейские рынки столкнулись со снижением потребления тарного картона вместо ожидавшегося роста. За 2008-2009 годы мощности по производству макулатурного тестлайнера в Европе сократились на 1,2 млн. тонн в год (оценка RISI).

Вследствие избыточного предложения, цены на тарный картон в Европе в 2009 году упали ниже уровня 10-20 летней давности. Фактически в самый острый период кризиса многие производители, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении и нуждавшиеся в срочном пополнении оборотных средств, были вынуждены продавать продукцию по ценам ниже уровня себестоимости.

Схожая картина наблюдалась в это время и в Северной Америке: по причине низкой рентабельности, в 2008-2009 годах и даже еще в первой половине 2010 г. имели место многочисленные факты остановов и закрытия картонных фабрик. Отраслевые СМИ сообщали о закрытии заводов компаний Smurfit Stone Container, Crown Packaging, West Fraser Timber и других. Сообщается, что в одной только Канаде сокращения в лесной и целлюлозно-бумажной промышленности затронули 77 тысяч человек.

Но в начале 2010 года спрос и цены на тарный картон в Европе, по сообщению RISI, стали быстро восстанавливаться, так что к исходу первого полугодия достигли уровня начала 2008 года. Рост потребления гофрокартонной тары и упаковки отмечается как непосредственно в самой Европе и США, так и в развивающихся странах – Китае, Индии, Бразилии и других.

Издание  Food Production Daily со ссылкой на данные Торговой ассоциации европейских производителей гофрокартона сообщает, что результаты продаж гофропродукции за первые месяцы 2010 года в Европе превысили показатели даже докризисного 2007 года! По словам генерального секретаря торговой ассоциации Анжелики Крайст (Angelica Christ), пищевой рынок остается главным потребителем гофрокартона в Европе (46,3% потребления). И хотя во время кризиса потребители переключились на потребление более дешевых продуктов, однако общий объем их покупок не сократился.

Ассоциация Fibre Box через агентство RISI регулярно информирует общественность о состоянии рынков тарного картона и гофротары в США. Судя по этим сведениям, в Северной Америке рынок также активно восстанавливается после кризиса: только за отдельно взятый II квартал 2010 года степень использования производственных мощностей по тарному картону в США возросла с 94 до 96,5%, а в июле 2010 года достигла даже 98%.Для сравнения, средняя за 2009 год степень использования мощностей по тарному картону составляла всего 83%. Несмотря на увеличение производства, остатки тарного картона на картонажных предприятиях в мае 2010 года уменьшились до самого низкого с 1974 года уровня – менее 2 млн. тонн. Ежемесячный объем продаж гофротары в США на 5-6% превышает уровень 2009 года.

Помимо того, по сообщению аналитиков RISI, дополнительные возможности для европейских и североамериканских производителей тарного картона открывают бурно растущие иностранные рынки, в первую очередь Азиатский регион – Китай, Индия, Япония.

Заметное улучшение рыночной конъюнктуры позволило производителям в течение 2010 года неоднократно (фактически ежеквартально) повышать отпускные цены на тарный картон.

Так, за первую половину 2010 года на 20% увеличила отпускные цены на картон и гофрокартон корпорация Smurfit Kappa Group. Вслед за ней цены повысили группы International Paper,  Hamburger, Mondi, SCA, Europac, M-Real и другие. В августе 2010 года практически все ведущие производители синхронно объявляют очередное повышение цен на тарный картон с сентября в размере 50-60 евро/т. Существенные повышения цен (на 10-12%) объявлены также по гофрокартону и гофротаре. Предыдущее повышение цен имело место в июле.

Однако в оценке дальнейших перспектив развития рынка тарного картона в Европе и остальном мире западные аналитики предпочитают быть осторожными. По общему мнению, в настоящее время отрасль переживает пик цен.

Например, эксперт Chip Dillon из банка Credit Suisse (Швейцария), опубликовавший в конце первого полугодия 2010 г. свой прогноз рынков тарного картона, в соответствии с которым цены в Европе в IV квартале 2010 г. достигнут уровня в 730 долл./т., считает, что после этого достигнутый уровень цен сохранится на протяжении большей части 2011 и 2012 годов.

В том, что рост цен на тарный картон после нынешнего повышения остановится, с ним соглашается агентство RISI. Одновременно аналитики RISI указывают на то, что в ближайшей перспективе следует ожидать ввода в строй новых КДМ в Европе. Реализация проектов, планировавшихся до 2008 года и временно замороженных в период кризиса, сейчас возобновлена, поэтому еще до конца 2010 года ввод новых производственных мощностей может составить порядка 1,5 млн. тонн/год. Хотя эта оценка может быть слишком оптимистической (например, Hamburger уже сообщила о переносе сроков запуска новой КДМ мощностью 450 тыс. тонн тестлайнера в год на заводе в городе Spremberg с 2010 на 2012 год), однако тот факт, что работы по строительству новых и модернизации действующих КДМ в Европе в настоящее время активно ведутся, не подлежит сомнению. Следовательно, в недалекой перспективе предложение тарного картона Европе и на мировых рынках вырастет, и дальнейший рост цен в 2011-2012 годах станет уже невозможен.

2. рынок РФ

На внутреннем российском рынке кризисные явления в сегменте гофроупаковки в начали ощущаться сравнительно рано – уже весной-летом 2008 года. Их причиной стало то, что быстрый рост мощностей по гофрокартону в РФ обеспечивался в основном за счет заемных средств. Столкнувшись с сокращением кредитного финансирования, многие крупные производители гофроупаковки в России попали в сложную финансовую ситуацию: в частности, «Готек» был вынужден объявить технический дефолт в июне 2008 года, а компании «Вереск-1» из-за долгов пришлось закрыть только что построенный завод гофроупаковки в Ленинградской области. Схожие проблемы испытывали в конце 2008 года практически все производители гофротары в России. В результате быстро росли  неплатежи переработчиков за поставленный тарный картон.

В первом квартале 2009 года ситуация со спросом на тарный картон на внутреннем рынке была особенно острой, т.к. к проблемам платежеспособности российских потребителей добавились проблемы падения цен на зарубежных рынках. Однако во втором квартале рынок начал постепенно улучшаться, а к концу II полугодия среднемесячные объемы выпуска тарного картона в России вышли на докризисный уровень.

Однако экономический ущерб, понесенный в период кризиса, оказался настолько сильным, что повлиял на способность отдельных российских комбинатов продолжать производственную деятельность. В частности, Енисейский ЦБК (принадлежит холдингу «Континенталь менеджмент»), выпускавший бумагу для гофрирования, был в апреле 2010 года остановлен из-за долгов перед ОАО «Красноярскэнергосбыт». После вмешательства правительства Красноярского края, сторонам удалось договориться о возобновлении энергоснабжения на условиях гашения задолженности, однако 2 июня 2010 года комбинат был вновь остановлен по тем же причинам и не работал до сентября.

Главной причиной дефицита картона в России является дисбаланс спроса и предложения, возникший вследствие:

1.      восстановление потребления гофротары (и спроса на тарный картон) на докризисном уровне

Рынок гофроупаковки России в период до кризиса характеризовался стабильный динамикой развития и постоянным ростом спроса. Темпы роста объемов производства гофротары в России в период до 2008 года не опускались ниже 12% в год. В 2008 г. выпуск гофротары превысил 2,8 млрд.кв.м., что на 2/3 больше, чем в 2004 году.

Цены на гофротару в 2004-2008 гг. выросли на треть, что в совокупности с ростом объема выпуска привело к увеличению объемов производства в стоимостном выражении более чем в 2 раза.

В течение нескольких лет производство упаковки из гофрокартона было одним из самых быстродоходных сегментов российской ЦБП: прирост выручки составлял до 30% в год, что послужило толчком для роста инвестиций в этот сегмент.

Финансовый кризис внес существенные коррективы в работу предприятий отрасли. Падение спроса на гофроупаковку привело к снижению объемов выпуска, падению цен и обострению конкуренции. В 2008 г. отрасль показала минимальный рост, а уже в 2009 г. – падение объемов выпуска (по данным Росстат, на 2% за год), сопровождаемое снижением цены.

Однако статистика Росстата за 1 полугодие 2010 года показывает, что по сравнению с предыдущим годом, имеет место рост объемов производства гофротары в России примерно на 10%. Безусловно, на величину этого показателя оказывает влияние низкая база сравнения (так, за отдельно взятый июнь 2010 года по отношению к июню 2009 года прирост составил уже не 10%, а всего лишь 6%), но в целом можно говорить о том, что производство и потребление гофротары в РФ вернулось на докризисный уровень, аналогично ситуации в Европе.

2.      отставанием предложения тарного картона на российском рынке от возросшего спроса

Если в докризисный период емкость внутреннего рынка РФ по тарному картону непрерывно росла (2006 год -1750 тыс. тонн, 2007 год – 1850 тыс. тонн, 2008 год – 2030 тыс. тонн), то в 2009 году потребление на внутреннем рынке составило порядка 1920 тыс. тонн (на 5,4% меньше по сравнению с 2008 годом).

За первое полугодие 2010 года производство тарного картона в РФ составило 1 281,7 тыс. тонн (рост на 6,7% по сравнению с первым полугодием 2009 года, или на 80 тысяч тонн). В то же время, экспорт тарного картона из РФ вырос с 280,5 до 305,3 тыс. тонн (на 9%, или на 25 тысяч тонн). Таким образом, на долю России осталось 976,4 тыс. тонн тарного картона, что на 55 тысяч тонн больше уровня 2009 года, но заметно ниже уровня 2008 года. Среднемесячное потребление тарного картона в России в 2010 году составляет 162 тысячи тонн, по сравнению со 170 тыс. тонн в 2008 году.

Итак, дефицит картона на рынке РФ в настоящее время можно оценить в размере порядка 8 тыс. тонн в месяц (или около 5% емкости рынка).

Факторы, способствующие сохранению дефицита:

-   восстановление уровня потребления гофроупаковки в России на уровне 2008 года или даже выше;

- рост железнодорожных тарифов на грузовые перевозки внутри РФ, «отсекающий» от рынков Европейской части страны крупных производителей из Сибири (в первую очередь – Братский ЦКК, который в 2010 году полностью отказался от продаж картона на Россию и переключился на географически близкий рынок Китая, увеличив экспорт картона более чем на 30%, или на 26 тысяч тонн);

- невозможность закрыть дефицит за счет импорта, т.к. за рубежом также наблюдается ажиотажный спрос на картон и происходит существенный рост цен;

- невозможность резко увеличить объемы выпуска тарного картона, т.к. отсутствуют новые мощности.

В отличие от европейского рынка, в РФ нельзя ожидать в близкой перспективе появления новых крупных производственных мощностей, но здесь и уже существующие мощности избыточны для удовлетворения потребности внутреннего рынка, что обуславливает необходимость значительного экспорта (22-25% от валового объема производства). Поэтому дефицит картона на внутреннем рынке России может быть в кратчайшие сроки ликвидирован, если привлекательность экспорта для российских производителей понизится. В связи с этим можно утверждать, что перспективы развития российского рынка тарного картона прямо зависят от развития ситуации на европейских рынках. До тех пор, пока ведущие производители, такие как Котласский ЦБК (экспорт тарного картона 74,2 тыс. тонн за 1 пол. 2010 года), Сыктывкарский ЛПК (экспорт тарного картона 51,6 тыс. тонн) и Архангельский ЦБК (экспорт 35,6 тыс. тонн) будут сохранять в условиях дефицита на внутреннем рынке существующие экспортные объемы и даже наращивать их, предложение картона в России будет по-прежнему отставать от спроса.